Пошаговое оформление земли в собственность

Автор: | 24.12.2016

В советское время было гораздо больше возможностей обзавестись собственной недвижимостью, отличных от оформления договора купли-продажи. Всем известно, что до 90х годов социальные льготы на получение жилплощади существовали не только на бумаге. В постперестроечном периоде происходило огромное количество преобразований в системе законотворчества, содержательной части всех видов права, в том числе и имущественного. Для того чтобы беспрепятственно осуществлять сделки с объектами собственности в современных реалиях, нужно иметь хотя бы общее представление об оформлении своих прав на землю, чтобы в случае необходимости оперативно сориентироваться уже в пошаговой инструкции.

Пошаговое оформление земли в собственность

Любая сделка по передачи права собственности на землю, предполагает, что ее первоначальный собственник может засвидетельствовать в установленном порядке свое право обладание на нее. Получение свидетельства не столь сложная процедура при поэтапном рассмотрении, однако под влиянием разных факторов может растянутся на достаточно длительный срок. И первым значимым условием в этом вопросе будет дата приобретения в собственность земли: до 2001 года или в последующий период.

У владельцев земли, вступивших в права собственности в дореформенный период, имевший место быть до конца 2000 года, отсутствует такой документ, как кадастровый паспорт. Обстоятельство не несет в себе какие-либо сложности, если участок был обмерен в установленном порядке, что подтверждено наличием межевого плана. Тогда оформление земли в собственность затянется лишь на 10 дней, необходимые сотрудникам регистратуры для пошаговой подготовки запрашиваемого документа.

Если межевания не было осуществлено до момента обращения за регистрацией земельных прав, заявителя ждут не только временные проволочки, но и весомые материальные расходы. Составление межевого плана находится в компетенции частных организаций и производится на возмездной основе. В числе услуг по его подготовке находятся геодезия и картография, результаты которых подлежат документальному оформлению со специфическими пометками относительно бытовой инфраструктуры. Кроме того, к осуществлению фиксации границ участка нельзя приступать, если существует спор со сторонними лицами по их расположению. Чаще всего, разногласия возникают между соседями и носят затяжной характер, но оформление земли в собственность невозможно, если не поставить в них точку, в крайнем случае, пошаговым судебным разбирательством.

Субъектом земельного права может выступать, как физическое лицо (или группа лиц, в случае долевой собственности), так организации различных форм собственности – правовой статус заявить свое право на участок одинаков для обеих групп. Первые различия для заявителей появятся при определении размера пошлины за регистрационные действия, которые относятся к возмездным услугам со стороны государства. Для граждан эта сумма равна 2000 руб., а для юридических лиц – 22000 руб.

Расходы разнятся и в зависимости от направления использования земельного владения, оформляемого в собственность, а так же от наличия/отсутствия деления на доли такого имущества:

— пошлина за регистрацию в собственность земли частными гражданами для дальнейшего ведения на ней подсобного хозяйства или организации дачного участка равна 350руб.; при условии оформления долевой собственности – 100руб.;

— пошлина за регистрацию в собственность земли частными гражданами для организации сельскохозяйственной деятельности равна 350руб.; при условии оформления долевой собственности – 100руб.

Существуют ситуации полного освобождения от уплаты сбора за оформление земли собственность. Большинство вариантов актуально для организаций государственной формы собственности и Центрального банка России. В льготную категорию попадают земли районов Севера, предназначенных для оленеводства, а также вновь вступающие в состав нашего государства территории, такие как Крымский регион. В отношении физических лиц это возможно по отнесению заявителя к категории малоимущих граждан.

Пошаговую процедуру оплаты государственной пошлины для физических лиц стоит рассмотреть отдельно, ведь в организациях оформлением земли занимается профессиональный юридический отдел. Все актуальные значения реквизитов государственной службы доступны как на их официальных сайтах, так и в приемных учреждений. Там же можно конкретизировать подлежащую уплате в бюджет сумму. Интернет-пользователей ждет приятный бонус: оформление квитанции через портал «ГосУслуги» предполагает скидку в 30% к общему тарифу сбора. Если произошла переплата, то в заявительном порядке она возвращается плательщику. Но ситуация с неполным перечислением сбора на дату подачи документов на оформление земли в собственность исключена, государственная услуга не оказывается авансом.

Итоговый список документов для регистрации права собственности на участок выгляди следующим образом:

— личное заявление установленного образца (доступно для скачивания на официальных ресурсах регистрирующих служб);

— документ, удостоверяющий личность заявителя (общегражданский паспорт);

— документы на землю из кадастровой палаты;

— погашенная квитанция на оплату государственных услуг (имеет смысл провести платеж за несколько дней до обращения в регистратуру, чтобы поступление успело пройти идентификацию);

— основания установления права собственности заявителя (документы соответствующие способу получения имущества: договор приобретения по средствам покупки, дарственная, «наследственное» свидетельство либо данные о приватизации).

 В части наличия правоустанавливающей документации при оформлении земли в собственность могут возникать проблемы, но все они решаемы, если следовать пошаговым алгоритмам для конкретных случаев. Так, если утеряно государственное свидетельство, либо акт, то можно заявить о выдаче его дубликата; если у собственника отсутствует оригинал договора купли-продажи, нужно поднять контактную информацию по сделке и согласовать повторное оформление с бывшим владельцем. Особые случаи предполагают проведение общей приватизации земли, выделенной из совместной собственности общества садоводов в часть, либо решаются через судебное делопроизводство.

Следующий после документальной подготовки пункт пошагового оформления земли в собственность, состоит в посещении регистрационной палаты, которая в связи с территориальным расположением компетентна в занесении записи в реестр. Сотрудник государственного учреждения выдаст расписку в получении заявления и приложений к нему и обозначит сроки изготовления свидетельства. По закону они не должны выходить за рамки 7 рабочих дней, но из-за потока обращений могут быть чуть увеличены. Документы можно подать и в офис МФЦ, это поможет сэкономить время.

Любые нововведения в системе взаимодействия граждан с государством по поводу юридически значимых фактов воспринимаются населением болезненно. Необладающему специальным образованием человеку сложно разобраться в схемах реализации своих прав, описанных специфическими терминами. Для упрощения этой ситуации в области земельного права, в 2006 году были внесены поправки в федеральное законодательство, названные «дачной амнистией», когда перечень документов для освидетельствования имущественных прав был сведен к минимуму. Помимо прочих причин подобных изменений, есть и заинтересованность руководства страны обладать максимально достоверной информацией о сегменте частной собственности, в том числе и дачными домами, оформленными в собственность.