Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру

Автор: | 25.12.2016

Условия современной жизни, заставляют людей быть более гибкими к смене места жительства. Это могут быть разные обстоятельства: трудовая миграция, семейные связи, социальная и политическая обстановка в регионе. Возможность не только использовать недвижимость для личного проживания, но и совершать с ней сделки по законной передаче в собственность другим лицам, не безусловная. Если владелец строит планы по продаже, передаче в дар, либо использовании в качестве залогового обеспечения при обращении в банк за заемными средствами, своего имущества, то не обойтись без обращения в Управление РОСРЕЕСТРА. Именно эта государственная служба занимается ведением Единого реестра и отвечает за выдачу заинтересованным гражданам свидетельств о государственной регистрации права на квартиру.

В последние годы правовая система РФ претерпевала значительные трансформации в попытках перенять положительный опыт других государств и адаптировать его к российским реалиям. Этот процесс затронул не только содержание законодательной базы, но и структуру государственных служб, и способы их внутреннего взаимодействия. Состояние как учетной, так и контролирующей системы в области имущественного права подтверждает эту практику.

Свидетельством первой попытки создать правовую основу регистрации прав на недвижимость является создание в 1998 году в целях регистрации права на квартиру единого государственного Росреестра. Если говорить о предыдущих периодах, то права собственности на недвижимое имущество подтверждали договоры на покупку-продажу, дарственные и соглашения о мене, которые для удостоверения предоставлялись в компетентные административные службы государства.

Возникновение Росреестра повлекло за собой формирование общего массива данных о собственниках недвижимости – ЕГРП. Аббревиатура расшифровывается, как Единый государственный реестр прав. А документом, подтверждающим наличие в нем частной информации об объекте и субъекте права собственности, и является Титул – такое название дано в обиходе свидетельству о государственной регистрации права на квартиру.

Сам правоподтверждающий документ в разные годы имел особенности в оформлении и внешнем виде, неизменным было лишь его содержание, заключавшее основные сведения об объекте недвижимого имущества. Из свидетельства можно узнать метраж квартиры, адрес постройки, именные данные собственника, с возможностью идентификации по данным паспорта, уточнить вид права на жилплощадь и первоисточник его возникновения. Освидетельствованию в документе подлежат обременительные обстоятельства, ограничивающие права владельца (при их наличии). В заключительной части документа проставлен номер объекта недвижимости по Кадастру и календарная дата получения бланка.

Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру имеет множество одинаково легитимных вариаций. На старых образцах документа, в оттиске печати, можно увидеть такое название регистрирующего органа, как «ФРС Министерство юстиции РФ», на более поздних — «ФРС МинЭкономРазвития Российской Федерации». Допустимы различия в цветовом решении бланка, уникального рисунка водяных защитных знаков в комбинации с гербом нашего государства. Нюансы оформления зависят и от территориальной принадлежности учреждения, выдававшего свидетельство. Допустимо двустороннее заполнение Титула, если недвижимость разделена на доли и информация о дольщиках представляет собой объемный блок данных.

По окончании 2014 года гербовая бумага в качестве бланка свидетельства была упразднена с заменой на обычный белый лист формата А4. Такая метаморфоза имела целью подчеркнуть, что Титул является лишь выпиской из реестра, не несет в себе правоустанавливающей функции. Но и упрощенный формат свидетельства подлежит оформлению обязательными реквизитами: личной подписью уполномоченного сотрудника УФРС и печатью государственного учреждения. Государственная регистрация права на квартиру, оформленная свидетельствами разных лет не теряет своего юридического смысла и не является поводом для владельца задуматься о переоформлении только на основании формальных изменений.

С середины периода 2016 года выдача Титулов прекращена по законодательному решению органов государственной власти на федеральном уровне. Поправка соответствует общему курсу преобразований в правовой системе, который направлен на максимально возможное объединение юридически значимой информации, ее доступность для заинтересованных пользователей и достоверность. Теперь для документального сопровождения сделок по смене правообладателя имущества, собственник может обратиться за выпиской и ЕГРП, которая и заменит упраздненное свидетельство. Выписка содержит все титульные сведения о квартире, что и ее предшественник, и даже расширена дополнительной информацией. Получить ее можно обратившись лично с заявлением в УФРЦ, либо по средствам удаленного доступа в электронном виде. Срок действия нового документа неограничен, но привязан к актуальности данных на дату запроса.

Нет никаких изменений и в отношении выдачи выписок из ЕГРП. Как и свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, оформление займет 10 дней с моменты подачи заявления в уполномоченную инстанцию. Не стоит забывать, что регистрационные действия со стороны государства – платная услуга. Госпошлина за выписку из ЕГРП для граждан составляет 2000 руб., для юридических лиц сумма существенно больше, 22000 руб. Перечисление платежа предваряет подачу заявления, а погашенная квитанция обязательно прилагается при его подаче. Обратиться за новой заменой Титула можно не только в службу Росреестра, но и в местные МФЦ, а также в территориальные подразделения кадастровой палаты.

Бывают случаи, когда владелец квартиры, собираясь осуществить передачу своего имущества по желаемому виду договора, либо в других целях обратившийся к данным единого реестра, не обнаружит соответствующей записи в нем. Бить тревогу не стоит, скорее всего недвижимость попала в собственность физического лица ранее 1998 года. Регистрационная запись во вновь созданном реестре, может появиться лишь в заявительном порядке; ее отсутствие не лишает собственника прав на недвижимость, а приравнивается отсутствию сведений в единой базе данных об этих правах.

 До июля 2016 года у заинтересованных физических и юридических лиц, был выбор, каким образом позаботиться о подтверждении регистрации права собственности на квартиру: посредством свидетельства или выписки из ЕГРП. Но с момента введения в действия изменений получение Титула полностью упразднено, это касается и дубликатов ранее выданных документов, за которыми собственник может обратиться, например, в случае потери оригинала. На чистоту же сделки с жилплощадью наличие авторитетного гербового бланка никак не повлияет.